Медиа -> Архив -> Archives

Возможности «Золотой лихорадки» [ИНТЕРВЬЮ]

2014-06-23 09:32

Пятнадцать лет назад интернет-пользователи считались чем-то совсем новым и непонятным, а предприниматели, в свою очередь, нуждались в инструментах, позволяющих измерять аудиторию такого типа. Сегодня, одних инструментов уже не достаточно – чтобы улучшить поддержку и обслуживание своих клиентов им нужна информация и знания, полученные от интегрированных данных – говорит Петр Эидисс, СЕО компании Gemius.

На сегодняшний день компания Gemius– один из ключевых игроков в сфере интернет-исследований стран ЕБВА. Но, позвольте мне вспомнить время, когда компания лишь начинала свой путь. Как оригинальная идея, ставшая тогда поводом для создания компании, менялась в течении всех этих 15 лет?

Когда я присоединился к компании, она уже существовала приблизительно 6 месяцев, но под другим именем. В далеком 1999 году, в США, состоялась встреча между Адамом Фиялковски и Крисом Модзелевски. Тогда, во время непринужденной беседы, и появилась идея создать свой бизнес, уже успевший вызвать в Америке огромный ажиотаж. Именно тогда, вместе с интерактивными агентствами, сформировалось понятие глобального eMarketing’a, а с ним - польская сфера онлайн-индустрии. В роли инвестора выступил Крис Модзелевски. Некоторое время компания занималась разработкой программного обеспечения и сервисов для создания веб-сайтов. Во время кризиса онлайн-сферы, развитие компании немного приостановилось. После этого, мы решили сфокусироваться на измерении онлайн-трафика, и не ошиблись – именно в этой области наша компания стала новатором на рынке онлайн-измерений.

Как вы думаете, тогда было проще создать успешный бизнес?

Ситуация на рынке была абсолютно другой. Со стороны интернет-технологий Калифорния была как еще одно Эльдорадо. Но вскоре, раздутый рынок новых технологий лопнул, и все надежды на быстрое обогащение пошли на дно, а последующий кризис потянул за собой и другие сферы. Все, кто имел дело с инновационным бизнесом, переехали в Лос-Анджелес или Силиконовую Долину. Весь мир знал, что там можно начать делать деньги, даже если твои разработки родом из гаража. А так, как это были времена золотой лихорадки (где-то 20 лет назад), очень многие шли на риск, поставив на кон все, что у них было. Большинство из этих «золотоискателей» работали действительно очень усердно и тяжело, но к сожалению, плоды их стараний были равны нулю. И лишь некоторые смогли удержаться, но это, поверьте, были действительно плодоносные победы.  

Мы очень удивились, когда, представив свое решение в Лос-Анджелесе, выяснили что американцы до сих пор измеряют трафик с помощью показателя Cookies Users, который, позвольте отметить, вовсе не самый достоверный. Кстати, мы смогли решить эту проблему, когда обсуждали разницу между показателями Real Users и Cookies Users – ключевыми как для издателей, так и для рекламодателей, показателями. 

Что случилось с компанией после кризиса в 2000 году? Тогда вы могли наблюдать ситуацию на рынке, так сказать, изнутри.  

Рынок обвалился, почти не было клиентов. В 2001 году мы приняли решение фокусироваться пока лишь на одном продукте. Мы отказались от создания веб-сайтов и вернулись к разработке и реализации инструментов измерения трафика сайтов. Мы назвали систему GeMius. Работала она хорошо, и поскольку популярность ее постоянно увеличивалась, в 2003 году мы решили провести ребрендинг компании, немного изменив и название самой фирмы.

Такое впечатление что именно после ребрендинга дела компании стремительно пошли в гору?

Мы были, как говорится, «на волне», а наш инструмент стал очень успешным, так же, как и последующая серия аналитических продуктов - gemiusTraffic, gemiusDirectEffect и gemiusAudience. Определенное время весь польский интернет-рынок пользовался только ими, начиная от самых известных, в то время, порталов, и заканчивая небольшими частными сайтами. Мы улучшали наши услуги с помощью инструмента, который не просто измеряет трафик сайта, но также предоставляет профиль, то есть набор социально-демографических характеристик интернет-пользователей. На то время это было поистине уникальное и новаторское исследование.

Где-то в то время и появилась идея единого стандарта в проведении онлайн-исследований в Польше?

Так, как популярность нашего продукта постоянно росла, как, впрочем, и требования со стороны владельцев веб-сайтов и порталов, группа влиятельных издателей пришла к выводу, что проведения измерений онлайн-аудитории в Польше требуют определенной стандартизации; наряду с этим было принято решение поручить PBI проводить свои исследования исключительно с помощью наших инструментов. Хотелось бы уточнить, что PBI (Polish Internet Research) имеет в Польше огромное влияние, так как включает в себя всех самых сильных и влиятельных игроков рынка. Таким образом был создан Megapanel – своеобразный датчик, по сей день измеряющий потенциал каждого веб-сайта. Некоторое время позже мы начали экспортировать наши продукты и на другие рынки. 

Вы предполагали, что влияние сети станет настолько сильным, а ее эффективность будет требовать измерения?

Честно говоря, когда я только присоединился к компании 15 лет назад, я думал об этом. Мне тогда еще очень нравилось работать с обработкой огромных потоков данных. В то время мы рассматривали Интернет как какой-то новый, пока еще неизведанный феномен, не имеющий пока определенных направлений развития и будущего. Тем не менее, наблюдая за тем, что происходит в США, мы понимали - появился еще один новый, хоть и рискованный, то не менее интересный и перспективный бизнес. В 1999 году на рынке были доступны некоторые сервисы для веб-сайтов и электронная почта, но об измерениях онлайн-аудитории пока еще никто даже и не задумывался. 

Как развивался профиль компании в течении этих 15 лет?

В последнее время мы определяемся, в основном, как исследовательская компания. В самом начале мы сосредотачивались на разработке технологических инструментов, которые нужны были для работы в сферах, интересующих нас наиболее, то есть для веб-измерений. Можно сказать, что с самого начала компания Gemius предоставляла скорее решения, а не просто инструменты для проведения исследований и оценки эффективности и потенциала бизнеса. Что это значит? В случае издателей, это предоставление точной информации о том, кто и как потребляет контент на данном портале. Для рекламодателей - информация о потенциале каждого издателя, помогающая более тщательно спланировать кампании. Наши решения облегчают мониторинг эффективности кампаний, предоставляют полную картинку нужного рынка и профиль интернет-аудитории не только Польши, но и других стран, на которых мы работаем.

Как показывает история компании, каждый из игроков должен внимательно следить за интернет-рынком и быть в состоянии своевременно реагировать на изменения потребностей своей аудитории. Несколько лет назад вы совершили прорыв ... Первый, но не последний.

Так какие еще преимущества, помимо уже сказанных, имеет компания Gemius?

Основная философия компании Gemius не изменились. Ее суть - как можно лучше отвечать на потребности клиентов. Так как Интернет-рынок сейчас очень динамично развивается, спектр наших услуг, в свою очередь, постоянно расширяется и улучшается. В эпоху больших данных (Big Data), мы успешно пользуемся постоянно растущим объемом этих разносторонних данных, постоянно улучшая процесс консультирования. Сегодня каждый пытается собрать и обработать как можно больше данных о рынке ссылаясь на внешние ресурсы, но при этом накапливает и собственные данные. Ключевым моментом здесь является грамотная интеграция и эффективное управление этими данными. Полнота собранных вами данных служит источником незаменимой информации для управления процессом даже в режиме реального времени.  

Так это правда, что информация становится самым ценным товаров.

Это то, что заставляет виртуальный мир двигаться, а нашу компанию - развиваться. Наша нынешняя работа с клиентом заключается не столько в предложении нужных исследований и аналитических инструментов, сколько в разработке уже готовой стратегии. Используя свои инструменты мы предоставляем клиентам уже готовые ответы на вопросы и решения их ключевых потребностей. Мы становимся компанией, которая занимается стратегическим консалтингом интернет-бизнеса. Вместо обычного доступа к нашим инструментам, мы предлагаем клиентам знания. С одной стороны, это информация, которая предлагается в ясной и понятной форме, а с другой - рекомендация, как использовать эти знания на практике.

Какая область рынка, по-вашему, имеет самую высокую динамику развития и считается наиболее перспективной?

Помимо ранее упомянутого потока больших данных (Big Data) и других, связанных с рынком, потребностей, таких быстроразвивающихся сфер очень много. Сейчас мы работаем над возможностью распознавания устройств, которыми пользуется аудитория для выхода в сеть. Помимо компьютеров и ноутбуков важную роль сегодня играют и мобильные устройства, в частности смартфоны или планшеты. И здесь присутствует один важный момент: вместо браузера в них используются готовые мобильные приложения, которые предоставляют пользователю доступ к данному сервису или услуге. Поэтому, в своих решениях и инструментах, которые измеряют трафик страниц, мы стараемся объединять данные из разных источников, устройств и ОС. Чтобы иметь возможность следить за трендами на рынке, наши клиенты требуют разносторонних данных и знаний. Сегодня мы способны определять устройства, которые генерируют трафик, будь это обычный компьютер, планшет или любое другое устройство. Располагать такими данными – ключевой момент для издателей и рекламодателей. Сейчас мы успешно проводим ряд тестовых измерений такого типа трафика на нескольких рынках.

Gemius в настоящее время действует во многих странах целого мира. В Центральной и Восточной Европе, в Казахстане, Омане, Израиле, Турции, Дании или в Бельгии – везде компания конкурирует со многими гигантами уже, присутствующими на данном рынке. Компания служит в качестве почти единственного, в своем роде, примера польского предприятия, которому удалось успешно выйти на зарубежные рынки ...

Мы постепенно вышли на целый ряд новых рынков, тем не менее все наши усилия пока направлены в сторону Западной Европы. Бельгия - неплохой старт, так как со стороны новых технологий и инноваций эта страна считается одной из наиболее развитых в мире, наряду с Великобританией, США и Израилем. Мы далеко не одни – должен сказать, много польских компаний продают свои товары или услуги заграницу, а некоторые, по экономическим соображениям, вообще перенесли производительные процессы в другие страны. Хорошим примером успешных польских компаний, работающих в Интернете, являются Allegro.pl и Grupa Pracuj. Есть также довольно много предприятий, инвестирующих в расширение и развитие своей фирмы заграницей. Это и крупные игроки (KGHM, Orlen), и компании более скромных масштабов (LPP или InPost). Кстати, последняя выходит на новые рынки со своей инновационной идеей доставки почты под названием Paczkomaty.

Тем не менее, если новые технологии так популярны и актуальны, почему в Польше так мало стартапов, связанных с этой сферой? В чем может быть причина? Может проблема в недостаточном финансировании инновационных проектов и нежелании компаний сотрудничать с научно-исследовательскими центрами?

Не думаю, что все настолько плохо. В Польше, как и в других странах, людей с инновационным, нестандартным мышлением много. Иногда локальный проект может побеждать мировых гигантов, которые уже есть на рынке. Хочу обратить ваше внимание, что многие успешные инновационные проекты являются результатом работы научных центров. Google - пример результата научной работы. Архетип Facebook – бывшая университетская сетка. В нашей стране, мне кажется, все так же.

Тогда в чем, по-вашему, залог успеха?

Идея, как обычно. И настойчивость, вместе с сильной верой в свою идею, и тяжелый труд.

Спасибо.

***

Пётр Эдисс – Президент и один из основателей компании. Руководит ею более 12 лет. Убежденный сторонник существования профессионального баланса между частной и семейной жизнью, которого, как он говорит, достигнуть нелегко, но к которому все-таки стоит стремится. Баланс является ценностью, которую он продвигает и в компании - баланс между интересами сотрудников компании, ее владельцами и клиентами. Благодаря существованию этого баланса, возможно длительное развитие и получение прибыли всеми заинтересованными сторонами. Закончил Варшавский Университет со специальностью «Математика и компьютерные технологии».